Именно вертикальная интеграция привела компанию «Северсталь» к небывалому успеху. Все риски по проведению данной стратегии прошли стороной. Компания начала свою историю в Череповце, как обычный металлургический завод, но сейчас она распространилась на множество городов и стран. Более чем за 50 лет существования «Северсталь» превратилась из среднестатистического завода в огромную компанию, которая интегрировала в себя множество других заводов и компаний. Теперь, работая в интегрированной среде, компания добивается огромных успехов как в отрасли непосредственной добычи и переработки металлов, так и охватывая теперь уже автомобильную промышленность (интегрирование двух автомобильных заводов) и добычу угля, руды.
Можно сравнить показатели выручки от продажи товаров, чистой прибыли и т.д. за 2000 год и 2015 год и посмотреть как с развитием и проведением вертикальной интеграции компания усилила свои позиции и увеличила прибыль. Данные сведения представлены в Таблице 1.
2000 год 2015 год
Показатель рентабельности капитала 10,64% 32,8%
Выручка компании 1,9 млн $ 6,4 млрд $
Чистая прибыль компании 0,6 млн $ 562 млн $
Таблица 1.
Конечно, сейчас тяжело делать выводы, ведь данные очень разнятся по тем временам из-за огромной разности в курсах доллара. Но если переводить данные 2000 года из рублей в доллары по курсу того года, то получается данная таблица. Разница колоссальная. Это говорит об огромном прогрессе и успехе компании. «Северсталь» добилась главное цели всей вертикальной интеграции – увеличения прибыли.
Но ПАО «Северсталь» не останавливается на достигнутом. В её перспективах присутствует поиск новых месторождений железной руды, особенно в странах Западной Африки. Также планируется создание небольшого завода в Саратовской области по производству мелкого проката с объёмами около 1 миллиона тонн в год.
Но и про конкуренцию на рынке «Северсталь» не забывает. Компания ведёт такую политику, что всегда старается повысить эффективность всех своих производственных мощностей. Делается это с помощью уменьшения себестоимости и создание наиболее лучших видов продукции, а также правильная её реализация.
Сейчас компания придерживается стратегии повышения доли металлопроката. Делается это с помощью увеличения этой самой доли продуктов, которые имеют большую добавленную стоимость.
Но что же позволяет компании оставаться в лидерах по конкурентоспособности? Можно выделить несколько следующих факторов:
• высококачественная выпускаемая продукция;
• разнообразный и обширный сортамент;
• наличие проверенных поставщиков;
• гибкость сервиса.
Всего этого ПАО «Северсталь» добивалось достаточно долго и прошло огромный путь. И стратегия вертикальной интеграции явно сыграла ведущую роль в установлении превосходства компании на рынке.
Компания и в настоящее время проводит мероприятия, которые обеспечивали бы высокие финансовые результаты (выход на другие рынки с помощью снижения себестоимости продукции), улучшение производства для соответствия всем требованиям потребителей (ориентация на клиента), улучшение условий труда и безопасности на предприятии для сотрудников.
На рынке «Северсталь» имеет практически одинаковый ценник своей продукции, что и другие компании, ведущие свой бизнес в отрасли металлургии. Но быть конкурентоспособной ей помогает высокое качество этой продукции. Сами клиенты отмечают тот факт, что они полностью довольны сервисом компании. Такое доверительное отношение потребителей формировалось не один день. И, соответственно, проведение вертикальной интеграции сыграло главную роль в успешности компании.
Как уже говорилось ранее, «Северсталь» начинала как обычный среднестатистический завод. Но сейчас она является примером успешной компании, которая создавала себя сама долгими годами, проходя сложный путь интеграций (причём вертикально и «вперёд», и «назад»), слияний, поглощений, а также всех рисков и потерь, с которыми компания могла бы столкнуться. Грамотный подход к продумыванию стратегии и правильный её выбор сделал ПАО «Северсталь» сильной конкурентоспособной компанией на рынке металлургии.
|